Возмездные услуги образования — взгляд на проблему и ее решение

Поскольку классической образование не входит в государственную образовательную программу как вид, то образовательные услуги во всех классических гимназиях, охваченных данным исследованием, оказываются на возмездной основе. За исключением уникального прецедента Санкт-Петербургской классической гимназии № 610, которая по юридической форме является не частным, а государственным общеобразовательным учреждением. Обучение в этой школе бесплатное. Все остальные классические гимназии, функционирующие в России – оказывают образовательные услуги на возмездной основе, не зависимо от образовательной методики и прочих особенностей

Это создает определенные трудности в развитии форм классического образования. Поскольку целевой аудиторией классической гимназии являются в основном семьи со средним, а иногда и низким достатком, зачастую многодетные, которые сами нуждаются в материальной поддержке государства, возникает этическая проблема, связанная с не полной доступностью классической школы для всех детей, способных учиться по программе повышенной сложности. Нередко в самих гимназиях действует  система льгот для тех, кто не в состоянии оплачивать обучение, или может оплачивать его только в ограниченном объеме.

Проблема оплаты обучения в классических гимназиях – это вопрос не только материального, но и идеологического характера. Для русской педагогической традиции, основанной на высоких принципах гуманизма, плата за школу не является нормой. Таким образом, за рамками концепции классического образования остается своего рода системный конфликт, который решается только переводом классических школ на бюджетное финансирование, либо, как минимум, на модель частно-государственного партнерства, в которой государство возьмет на себя обеспечение прав социально незащищенных граждан на получение образования в классической школе.

После того как для гимназий открылась возможность получения государственной аккредитации,  весьма распространенной формой оплаты обучения в классических гимназиях стала оплата Материнским капиталом. Это несколько упростило ситуацию с получением классического образования для многих семей.   

Как бы то ни было, в самих классических гимназиях считают, что формат платного обучения имеет право на существование. Оно мобилизует целый ряд семей к тому, чтобы серьезнее относиться к образовательному процессу. Но при этом есть и семьи, которые не выдерживают общей гонки. Во всех исследованных гимназиях многодетные семьи имеют право на скидки, в особенности, если их дети хорошо учатся. Школа любого повышенного типа образования предполагает детей, прежде всего мотивированных, которые хотят получать углубленные знания и более широкие, чем в общеобразовательной школе. Вопрос не только в том, чтобы установленный стандарт при его прохождении был выполнен полностью, речь идет о самом подходе к учебному материалу.

«То, что наша гимназия платная, никак не влияет на суть учебного процесса», – говорит директор классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалин. Есть семьи готовые вкладывать средства в будущее своих детей. Огромное значение имеет государственная поддержка гимназии. Конечно, возможность учиться бесплатно в классической гимназии обязательно должна быть обеспечена для особо одаренных детей. Такого рода гранты, несомненно должны позволять детям учиться».

И руководство и родители учащихся большинства классических гимназий, попавших в исследование, считают, что платное обучение имеет право на существование, тем более, что целый ряд детей, которые испытывают материальные сложности, имеет льготы при оплате обучения, в том случае, если ребенок показывает хорошие результаты.

Есть и семьи, которые не выдерживают общей гонки, в особенности многодетные, и они имеют полное право на скидки. Школа любого повышенного типа образования предполагает обучение прежде всего мотивированных детей, стремящихся получить углубленное образование, более предметное, чем дается в обычной общеобразовательной школе.