Единый методпортал для классических школ – «за» и «против»?

Опросы учителей и родителей в регионах показали, что зарождающиеся в РФ классические гимназии нуждаются в создании единой методической базы, которая бы позволила им оперативно обмениваться передовым и инновационным опытом, а также учебными материалами, статистическими данными.

В рамках исследования регионального опыта работы гимназий респондентов специально просили акцентировать внимание на этом вопросе, и по-возможности, максимально детально объяснить, какого рода платформа обмена опытом имеется в виду, какими функциями она должна обладать, чтобы соответствовать требованиям классической школы?

Судя по полученным ответам, воплощение этого идеи могло бы выглядеть как единая информационная платформа по типу электронной библиотеки. Информационная система с возможностью регистрации пользователей, и оформления личных аккаунтов дифференцированных по правам доступа к материалам. Таким образом этой базой данных могли бы пользоваться не только сотрудники и руководство гимназии, но и ученые филологи, преподаватели вузов, богословских институтов. А на ограниченном уровне доступа – возможно, родители и ученики классических гимназий.

Таким образом, общая база данных классических гимназий, могла бы стать платформой для обмена методическим материалом, редкими учебными пособиями, оцифрованными первоисточниками на древних языках, мультимедийными файлами методического содержания – на закрытом уровне. А на открытом уровне такая интерактивная библиотека могла бы стать местом встречи для сотен выпускников, учащихся и родителей, находящихся в круге влияния классической школы. Появление данного ресурса позволило бы некоторым классическим гимназиям выйти из культурной изоляции, в которой они оказываются в силу обстоятельств и факторов культурно-интеллектуального разрыва между средой обычных школьников и детей, вовлеченных в процесс классического образования. Факт наличия такого культурного разрыва был зафиксирован нами в ходе исследования, во всех регионах кроме крупных мегаполисов.

Возвращаясь к вопросу о едином методическом пространстве для классических гимназий, можно констатировать тот факт, что в смысле единообразия подходов, методическая база классических гимназий может даже проигрывать своему молодому эпигону – программе «Русская классическая школа» которая очень хорошо продумана и проработана с точки зрения структурного единообразия методики, простоты и наглядности предлагаемых решений, доступности самой методики». Программой «Русская классическая школа» для начальных классов могут пользоваться педагогические кадры, а при достаточном уровне образования и культурного развития – даже родители(!) учеников во всех уголках России. Это превращает ее в успешный мотиватор классического образования, обращенный в массы, и объясняет успех ее внедрения во многих уголках страны группами альтруистов, которые хотят вернуть национальные образовательные традиции и нравственные ценности Русской цивилизации, ее глубинное гуманистическое начало, в школу.

Это очень качественный и удачный методический документ для начальной классической школы.  Справедливости ради, надо признать, что подобного общего программного документа, который бы выражал всю концептуальную сущность образовательного процесса для старших классических гимназий – пока не существует. Как не существует и единой платформы обмена опытом.

Тем не менее в экспертном сообществе представлена и точка зрения противников централизации методической базы. Некоторые эксперты видят в этом угрозу живому историческому процессу формирования новых решений русской классической школы. Также данными экспертами высказываются опасения, что контроль государства за образовательной методикой классической школы может привести к угасанию этого живого творческого начала.