Прикладные критерии материального обеспечения учебного процесса в классических гимназиях:

— Наличие конкурса при поступлении в гимназию, а соответственно, и возможность посещать подготовительные курсы за отдельную плату.

— Режим занятий. В данном случае определяющим маркером является время окончания занятий. Поскольку классическая гимназия позиционируется как школа повышенной сложности, ее ученикам приходится проводить в стенах школы больше времени, чем учащимся общеобразовательных государственных школ. Длительное пребывание в школе также обусловлено высокой творческой активностью гимназистов и разветвленной системой внеурочных активностей. Значительную долю внеклассных образовательных развивающих занятий ученики классической гимназии получают на базе самой гимназии. Это можно расценивать как одну из сильных сторон классической гимназии. Что касается режима занятий, то, к примеру, в классической гимназии при Греко-Латинском кабинете им. Ю.А. Шичалина занятия учащихся с 6-11 класса могут заканчиваться в 15:45, 16:45 соответственно.

— Наличие экскурсий и выездов в другие регионы страны, выезды заграницу и участие в молодежных конференциях.  

Этот компонент внеклассной программы требует значительных финансовых инвестиций из бюджета гимназии и по расходной части может составлять значительный минус для ее содержания. Тем не менее, некоторые классические гимназии вкладываются в эту статью расходов, так цель оправдывает средства. Качество образовательного процесса значительно повышается благодаря организации и участию в культурной и научной работе за пределами гимназии. Своими разветвленными внешними связями, например отличается Филипповскаяшкола (г. Москва). Ее ученики регулярно участвуют в ежегодных Греческих экспедициях, стимулирующих интерес учащихся к греческому языку и культуре, к истории античного мира.

Ещё одним примером интересной выездной практики в Филипповской школе служит регулярное посещение школьниками Звенигородской биологической станции, знакомство в естественных условиях с живой природой Подмосковья, что играет свою роль не только в углублении биологических знаний, но и в формировании экологического мировоззрения. Кроме того лучшие ученики гимназии проходят практику в Италии. У гимназии обширные контакты с флагманами классического образования за рубежом.

— Оснащенность здания гимназии.

В ходе исследования установлено, что оснащенность зданий классических гимназий является одной из слабых сторон материального обеспечения. Материальная часть большинства даже самых развитых с точки зрения образовательной методики и качества подготовки выпускников гимназий оставляет желать лучшего.

В этом отношении классические гимназии проигрывают не только коммерческим школам, но и многим общеобразовательным государственным школам, особенно специализированным. Зачастую здание гимназии нуждается в более качественной отделке, в менее казенных интерьерах, соответствующих запросу современной школы, не говоря уже о создании новых более функциональных пространств для развития и общения вне класса.. Не хватает спортзалов и спортивного инвентаря. В классах некоторых гимназий не хватает дорогостоящего мультимедийного оборудования для технологического обеспечения образовательного процесса. Тем не менее, все классические гимназии, включенные в реестр по результатам исследования прикладывают максимум усилий, чтобы требовать стандартам заданным системой образования. 

— Охрана и безопасность.

В силу того, что обеспечение безопасности требует существенных расходов, данный показатель во многих классических гимназиях – не на высоте. Во многих гимназиях нет видеонаблюдения, доступ на территорию гимназии проще, чем на территорию обычной общеобразовательной государственной школы. Профилактические охранные мероприятия носят условный характер. С точки зрения пожарной безопасности и требований предъявляемых МЧС, дисциплина соблюдается на должном уровне.

— Количество детей в классах.

Этот фактор существенно влияет на качество образования. Небольшое количество детей в классе позволяет учителю более внимательно подходить к раскрытию индивидуального потенциала и способностей каждого ученика. Как правило, речь идет о стандартной комплектации класса в младшей школе и о малокомплектных классах в старшей. В силу отбора по способностями и трудолюбию который происходит на всем протяжении образовательного процесса, в классической гимназии остаются только самые способные ученики, овладевшие навыком самоорганизации и работы с данными.