Фактор личности в истории гимназии – влияние лидерства на развитие классического образования

Большую, зачастую решающую роль в становлении классических гимназий играет фактор личности. Так, Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете основана трудами Юрия Анатольевича Шичалина, учредителя гимназии, и Елены Федоровны Шичалиной, ее первого и по сей день бессменного директора.   Тольяттинская Православная Классическая гимназия учреждена стараниями кандидата философских наук, протоиерея Дмитрия Лескина, а Тульская Православная Классическая гимназия  является детищем заведующего кафедрой теологии Тульского Государственного университета, митрофорного протоиерея Льва Махно. Инициатором создания Санкт-Петербургской Классической гимназии № 610 выступил кандидат исторических наук Лев Лурье, а Филипповской школы в Москве – предприниматель Михаил Поваляев. Наличие или отсутствие такого, высококвалифицированного и авторитетного энтузиаста классического образования в регионе – ключевое, первоочередное условие развития классических гимназий.

Чтобы оценить региональные особенности « личностного фактора» в классических гимназий, респондентам был задан вопрос: смогут ли  данные учебные заведения существовать без современной ключевой фигуры (которые практически повсеместно являются и «отцами-основателями») гимназий?

В разных регионах типовые ответы не отличались друг от друга: большинство респондентов сходилось во мнении , что без данных авторитетов возникнуть их учебное заведение не смогло бы, а существовать сможет. Во всех исследованных нами классических гимназиях сложились профессиональные педагогические коллективы, данные заведения пользуются доверием родителей и учеников, внешние угрозы (такие как потеря финансирования, выселение из занимаемых помещений и т.д.) не выглядят актуальными.

Правда, долгосрочные перспективы с уходом ключевых фигур уже не выглядели столь оптимистично, ряд респондентов предполагали, что  в отдалённом будущем гимназия, оставшаяся без «отца-основателя», может потерять динамику развития, растерять кадры, изменить профиль или вовсе прекратить существование в силу неизвестных пока форс-мажорных обстоятельств.

Наибольшая уверенность в «светлом будущем» продемонстрирована в тех коллективах, которые в большей мере опираются на поддержку долговечных институтов, государства и церкви: прежде всего в государственной Санкт-Петербургской Классической гимназии № 610, а также в Семёновской Классической гимназии и в Тольяттинской Православной Классической гимназии, тесно опекаемых местными епархиями.

Это свидетельствует о необходимости для каждой классической гимназии не задерживаться на стадии «персонального энтузиазма», а искать долгосрочных институциональных партнёров. Придать существующим классическим гимназиям стабильность и уверенность в будущем могло бы развитие классического образования в масштабах всей Российской Федерации, поскольку школы такого типа пока являются скорее исключительными, единичными явлениями на общем фоне. В случае принятия планов государственной поддержки и программ развития классического образования возможен переход от ныне существующих «оазисов»  к системе национального масштаба, которая не просто состыкует между собой региональные инициативы, но будет содействовать им в методических и кадровых вопросах, станет гарантом финансовой «непотопляемости». В таком случае будущее классических гимназий уже не станет зависеть от отдельных энтузиастов, а обретёт ясную перспективу. Такое решение не зависит от  региональных особенностей, поскольку классическое образование носит очаговый характер даже в мегаполисах, таких как Москва и Петербург, не говоря уже о провинциальных городах.