Духовная природа светской школы: роль Церкви в становлении гимназий

В Москве Классическая гимназия при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина работает в постоянном контакте с Московским университетом, Московской Духовной Академией и Православным Свято-Тихоновским университетом, высшим учебным заведением, соединяющим в себе светскую и духовную составляющие высшего образования. Вместе с тем в Москве, при изобилии ВУЗов и научных школ, эта связь играет не столь большую роль, как в Самарской или Нижегородской областях.

Обратный пример связи между классическим средним образованием и высшим духовным мы наблюдаем в Туле. Там, напротив, не существующее высшее учебное заведение помогло зародиться гимназии, а развитие православной классической гимназии привело к созданию кафедры теологии при Тульском государственном университете, первый поток которой сформировали, в том числе, выпускники-гимназисты.

Во всех исследованных регионах, кроме Петербурга, возникновение классических гимназий исходило в тесном взаимодействии с Русской Православной церковью: с её епархиями, с учреждёнными при поддержке Церкви учреждениями высшего образования или,  в крайнем случае, с отдельными влиятельными священниками РПЦ. Большинство опрошенных респондентов согласно с тем, что связь классического среднего образования с духовным образованием является фактом, характерным для современной России.  Правда, причины этого феномена объясняют по-разному.

Респонденты из провинций нередко видят в возрождении классического образования приметы русского национального возрождения, и  в их представлении понятия «русский» и «православный» неразрывно связаны. Иногда добавляют, что Церковь является единственным субъектом, заинтересованным в развитии классического образования. Также указывают на финансовые возможности Церкви поддерживать образование повышенного качества.

В Москве встречаются ответы, детализирующие обозначенную корреляцию, например: Церковь осталась единственным институтом, уцелевшим от дореволюционного российского общества, где культивировалось классическое образование; в системе духовного образования сохранялось преподавание древних языков и церковнославянского языка, поэтому там существовала кадровая и методическая база для возрождения классической школы и т.д. Часть опрошенных сходится в том, что и «второе Крещение Руси» после 1988 года, и восстановление классического образования являются частью общего процесса «обращения к корням», обретения нашим народом духовной идентичности, восстановления тенденций, насильственно сломленных в период революции,- то есть хоть и не равновеликими, но неотъемлемыми элементами «Русского ренессанса, Российской цивилизации.

Практически повсеместно обязательным условием становления классических гимназий был патронаж со стороны «флагманских» высших учебных заведений богословского типа или организаций, относящихся к Русской Православной Церкви.

Так, Семеновская Классическая гимназия функционирует при поддержке Нижегородской епархии (ныне Городецкой епархии) в Нижегородской области. Тольяттинская Православная Классическая гимназия имеет сразу трёх «старших партнёров» в лице уже упомянутого Православного Свято-Тихоновского государственного университета, Самарской епархии РПЦ и Самарской Гуманитарной Академии. Как видим, почти всегда налицо соединение усилий высшей школы и Русской Православной церкви, которые являются своего рода гарантами качества образовательного и воспитательного процессов.