Вертикальные связи — гимназия и университет

Сама логика развития классического образования подразумевает его нацеленность на университет.

Классическая модель образования сложилась в начале второго тысячелетия, когда начали развиваться европейские университеты. Для адаптации к ним потребовалось создавать специальные учебные заведения с подготовительными классами. Идеология этих образовательных институтов предполагала, что прежде чем учиться в университете, нужно хорошо освоить общую программу. Под общей программой понимались: а) гуманитарные науки: грамматика, риторика, логика; б) точные науки: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Образовательная система, которая предполагает возможность общей подготовки связана с появлением европейского университета. Именно западноевропейский университет является методологической основой для классической школы. Эта логика является сутью гимназического образования и по сей день.

Вот почему при очевидном дефиците «горизонтальных» связей классические гимназии России нельзя упрекнуть в недостаточном внимании к «вертикальным» связям», прежде всего с высшими учебными заведениями, сыгравшими свою роль в становлении гимназий и предоставлении квалифицированных кадров.

Например, на уровне Приволжского федерального округа, благодаря содействию институтов высшего богословского образования, на базе Семеновской классической гимназии возникла своего рода ассоциация экспертов классического образования. Систематическая поддержка коллектива и начинаний гимназии как со стороны Городецкой епархии РПЦ, так и со стороны Нижегородской духовной семинарии привела к тому, что опыт Семеновской гимназии становится эталонным для развивающихся в регионе элементов классического образования.

Сторонники развития образовательных учреждений такого типа и специалисты в области классического образованиявидят в деятельности коллектива образец для подражания и своеобразную экспериментальную площадку, где отрабатываются педагогические приёмы и методики, пригодные для дальнейшего внедрения.

Так как Семёновская гимназия начиналась с обычной воскресной школы, её примеру готовы последовать многие воскресные школы региона. Наработки первой в Нижегородской области классической гимназии приемлемы и в общеобразовательных школах, где уже сложился круг последователей.  Общение нижегородских энтузиастов классического образования в ходе проведения знаковых для региона культурно-просветительских мероприятий служит формированию уникальной культурной среды, благодаря которой этот вид образования будет развиваться, совершенствоваться и завоёвывать признание.

Очень удачной практикой является встраивание Тольятинской православной  классической гимназии в образовательную вертикаль: её выпускники используют существующую в регионе линейку образовательных учреждений близкого профиля, поступая после 9-го класса в Колледж гуманитарных и социально-педагогических наук, а после  11-го класса  или после Колледжа – в Поволжский Православный Институт.

Яркий пример вертикальных связей с высшей школой демонстрирует Шичалинская гимназия в Москве, которая функционирует в постоянном контакте с Московским университетом, а также с Московской Духовной Академией и Православным Свято-Тихоновским государственным университетом.