Селективный принцип — гимназия для всех, но не для каждого

По общепринятому определению экспертов, классическая гимназия – это общеобразовательная школа повышенной сложности, предполагающая отбор наиболее способных детей для обучения по программе, направленной на дальнейшее поступление в университет. Образовательная методика классической школы направлена на всестороннее, многопрофильное развитие ума ребенка. Отличие классической гимназии от общеобразовательной школы в том, что она дает максимально широкий горизонт образовательных компетенций своему ученику. Не просто начитанность в отдельных вопросах, а системные знания, которые можно охарактеризовать новым термином «матрица знаний».

При этом селективный отбор талантливых учеников в классических гимназиях используется исключительно как инструмент элевации и дополнительной мотивации ученика, но не как инструмент заочной выбраковки учащихся.

Более того, большинство экспертов классической школы (руководящий состав классических гимназий, педагоги, общественники) высказывает уверенность, что полномочиями отбора наиболее способных детей для обучения в классической гимназии должно владеть государство. Ведь именно государство является конечной инстанцией приобретающей на выходе высококлассных специалистов в разных областях научного знания.

Роль классических гимназий, во всех странах, где они существуют, именно такова: государство своих лучших специалистов готовит по программе повышенной сложности – и требует от них больших усилий и больших свершений в достижении поставленных стандартов. В международной практике логика классического образовательного процесса предполагает, что выпускники классических гимназий в дальнейшем смогут развивать фундаментальную науку.

Это критически важный ориентир, который пока не выставлен в российской модели классического образования, что не позволяет считать ее в полном смысле «системой».  Это объясняется тем, что в отличие от ряда зарубежных стран, с развитой и многочисленной группой классических учебных заведений, в России, этот вид образования пока недостаточно развит. Процесс возрождения классических гимназий в РФ продолжается с начала 1990-х годов и сопряжен с рядом материальных, кадровых, административных трудностей, а самое главное – с проблемой законодательного и методологического определения места классической гимназии в российской системе образования.

В истории отечественного образования был период системного развития классических гимназий (после Петра и вплоть до начала XX века), на этом временном отрезке классические гимназии были частью той же логической схемы, что и в большинстве европейских государств: гимназия – университет – академия наук.

Следовательно, классические гимназии нужно возрождать не просто как вид, а как связующее звено между общеобразовательной и высшей школой. Именно классические гимназии, поскольку это общеобразовательные школы повышенного типа, позволят поднять уровень знаний в обычной средней школе, где нет отбора детей. Потому что классическая гимназия отрабатывает методы комплексного охвата учебного материала и находит средства адаптированного восприятия этого материала, доступные для младших школьников и подростков. Эти методы предлагается транслировать в государственные общеобразовательные школы, обогатив ими учебную программу. Для детей, которые не нацелены на университет эти методы комплексного охвата материала, могут быть не менее полезными.

Отбор детей для обучения в общеобразовательных школах повышенного профиля это функция, ответственность за которую желательно нести не только государству, но и семье, как части общества.

Все универсально одаренные дети должны получить возможность получить образование соответствующее уровню их индивидуальной одаренности. Такие семьи должны иметь максимально доступную возможность отдать своего ребенка в школу повышенного типа, где будет удовлетворена их потребность в развитии всех сторон интеллекта и нравственных качеств. Специфика классической гимназии состоит именно том, что это селективное учебное заведение. Селективный принцип классической гимназии  обусловлен теми же факторами, которыми объясняется создание спецшкол любого типа: например, спортивного, лингвистического, математического. Отбор универсально одаренных детей имеет под собой те же самые принципы.