Принцип «нравственного трудолюбия» как педагогическая модель

Роль классических гимназий, во всех странах, где они существуют, идентична: государство своих лучших специалистов готовит по программе повышенной сложности – и требует от них больших усилий и больших свершений в достижении поставленных стандартов.

В международной практике логика классического образовательного процесса предполагает, что выпускники классических гимназий в дальнейшем смогут развивать фундаментальную науку. Это критически важный ориентир, который пока не выставлен в российской модели классического образования, что не позволяет считать ее в полном смысле «системой».  Это объясняется тем, что в отличие от ряда зарубежных стран, с развитой и многочисленной группой классических учебных заведений, в России, этот вид образования пока недостаточно развит. Процесс возрождения классических гимназий в РФ продолжается с начала 1990-х годов и сопряжен с рядом материальных, кадровых, административных трудностей, а самое главное – с проблемой законодательного и методологического определения места классической гимназии в российской системе образования.

В истории отечественного образования был период системного развития классических гимназий (после Петра и вплоть до начала XX века), на этом временном отрезке классические гимназии были частью той же логической схемы, что и в большинстве европейских государств: гимназия – университет – академия наук.

Именно классические гимназии, поскольку это общеобразовательные школы повышенного типа, позволят поднять уровень знаний в обычной средней школе, где нет отбора детей. Потому что классическая гимназия отрабатывает методы комплексного охвата учебного материала и находит средства адаптированного восприятия этого материала, доступные для младших школьников и подростков. Эти методы предлагается транслировать в государственные общеобразовательные школы, обогатив ими учебную программу.

Для детей, которые не нацелены на университет эти методы комплексного охвата материала, могут быть не менее полезными.

В школе классического типа особый акцент образовательной методики делается на работе ученика с информацией и с индивидуальным учебным планом. Усиленная интеллектуальная работа одновременно становится элементом нравственного воспитания. Для того, чтобы заставить себя постоянно и стабильно работать над получением знаний в определенных областях, ученик должен обладать особыми навыками самоорганизации, пониманием того, что его индивидуальные способности одновременно являются своего рода обязательством и требованием к личности. В этом заключается принцип развития или «нравственного трудолюбия», на которо